Экскурсии в Стокгольме
Установите Adobe Flash Player для просмотра содержимого  
 
 
Архитектура Швеции

Градостроительная характеристика Стокгольма

Стокгольм, как Москва, Ленинград, Париж и Лондон, весьма своеобразен и, пожалуй, не столько своими архитектурными памятниками, сколько их удачной увязкой с природным пейзажем, своим неповторимым скандинавским характером, примечательными особенностями расположения и застройки.

Этот город запоминается на всю жизнь, даже если побывал в нем только однажды.

Первое, что сразу понимаешь, когда приближаешься к Стокгольму, — это то, что перед твоим взором старинный крупный портовый город с неповторимым силуэтом, город, органично вросший в скандинавский пейзаж, с его многочисленными островами, бесконечными шхерами, скалистыми берегами, поросшими хвойным лесом, с огромными валунами. Острые, выразительные по форме, но не одинаковые шпили храмов, черепичные позеленевшие от времени медные крыши старых зданий чередуются с геометрическими четкими объемами новых высотных зданий, с характерными силуэтами портовых и строительных кранов. Во всем этом пёстром сочетании старого и современного, — пожалуй, главная особенность первого зрительного впечатления от города.
Шпили храмов играют и ныне существенную роль, придавая своеобразную выразительность силуэту Стокгольма, являясь приметными ориентирами отдельных его частей и районов. Храмы также имеют большое значение в планировочной структуре города и его архитектурном облике.
Если к этому добавить оживляющие и украшающие акваторию многочисленные и разнообразные суда, снующие по водной глади заливов, проливов, бухт и бухточек или застывшие у бесконечных линий береговых причалов, то сразу же понимаешь и другое — перед тобой город-порт, морской город-труженик, деловитый, беспокойный, энергичный и вполне современный.

И еще весьма характерная особенность — Стокгольм как бы весь раскрывается перед зрителем, так как он раскинулся на поросшем лесами архипелаге, состоящем из более чем 20 островов разной величины, с холмистым рельефом и преимущественно со скалистыми высокими берегами. У самой кромки берега не столь вы-сокие, и поэтому почти все набережные Стокгольма являются причалами. Общая протяженность набережных в городе достигает 20 километров.

Генеральный план Большого Стокгольма

Экономическое и культурное развитие Стокгольма сопровождается увеличением плотности застройки и перенасыщенностью улиц различными видами городского транспорта. Возникли общеизвестные недостатки капиталистического урбанизма, резко ухудшающие условия жизни в столице. Проведенные до второй мировой войны мероприятия по реконструкции центральных районов города, где эти недостатки сказались особенно остро, и освоение под застройку пустовавших ранее участков в окраинах — все это не могло приостановить и тем более устранить прогрессирующего склероза капиталистического города. Нужны были какие-то более радикальные меры по предотвращению дальнейшего процесса нарастания этих явлений в ближайшие 15—20 лет.

Так возникла идея создания генерального плана Большого Стокгольма, необходимость которого ощущалась еще с начала нашего века, когда с 1904 года городские власти начали скупать для предстоящей застройки частновладельческие земельные участки в окрестностях города.
С конца 1940-х годов и в начале 1950-х годов архитекторы и различные городские коммунальные учреждения интенсивно работали над этим планом с особым напряжением.
В те же годы происходило освоение некоторых пригородных зон под застройку «городов-спален» , население которых работало в Стокгольме. Однако опыт их эксплуатации в первые же годы показал несостоятельность такого решения развития столицы, что и было учтено при окончательной выработке отправных установок для плана Большого Стокгольма.
В результате обсуждений и дискуссий за основу был принят генеральный план, разработанный группой шведских архитекторов и других специалистов, работавших под общим руководством одного из виднейших шведских градостроителей—Свена Маркелиуса. Этот план сейчас выполняется.

Метро

Несмотря на тяжелые условия для прокладки метрополитена, его строительства в соответствии с генеральным планом получило значительное развитие как наиболее эффективный вид городского транспорта. Его создание было предрешено еще в довоенные годы, но только в 1941 году был разработан проект сети метрополитена, пересмотренный в соответствии с намеченными основами нового генерального плана Большого Стокгольма. В густонаселенной части города станции устроены преимущественно на первых или подвальных этажах существующих торговых и общественных зданий. Невысокие вестибюли станций метро (2,5—2,6 метра) облицованы светлыми изразцами (пре-имущественно белого и голубого цвета) или цветными стеклоблоками с динамичными композициями полуабстрактных или стилизованных рисунков. Вагоны с мягкими сидениями напоминают вагоны нашего метрополитена. Подземные станции преимущественно двухпролетные с рядом опорных столбов посередине.

Из-за скалистого грунта стокгольмский метрополитен залегает неглубоко. Большая часть его трассы является надземной. В подземных тоннелях метро проходит только в густозастроенных районах основных островов города. Подземная часть метрополитена составляет примерно 11 километров — одну пятую часть всего его протяжения.

Направление трасс метрополитена выбрано удачно. Метро обеспечивает взаимосвязь всех вокзалов, основных густонаселенных районов между собой и со Старым городом и связывает город с периферийными.
Заметим, кстати, что прежде чем приступить к строительству метрополитена в Стокгольме, шведы внимательно изучали опыт советского метростроения.
Через протоки между островами метро проходит или над водой по одно-двухъярусным эстакадам, сооруженным рядом с мостами, или же в подводных тоннелях, идущих параллельно. В проект Большого Стокгольма входит и детально разработанный план озеленения, который во многих отношениях может служить образцовым примером прогрессивных решений этой проблемы для большого города. По плану городские парки должны быть связаны с природными зелеными массивами пригородов. В системе парков города живописно и свободно располагаются учебные, медицинские и спортивные учреждения. Заботливо сохраняются природная зелень и исторические архитектурные памятники.

Население Большого Стокгольма

Расчетные данные, предопределившие сущность нового генерального плана, предусматривают, что население Большого Стокгольма, ныне составляющее с пригородами 1100 тыс., возрастет к 2010 году до 1300 тыс. человек. Из этого числа в пределах старого города после его частичной реконструкции должно быть размещено 390 тыс., а 450 тыс. будет жить в периферийных районах города. Остальная же часть населения разместится в пригородном зоне. Таким образом, население самого города (немногим более 800 тыс. человек) останется почти неизменным. В то же время планом предусматриваются уменьшение и более равномерное распределение плотности населения в городе, которая составляет сейчас 43 человека, а в центральных районах доходит до 100 человек на 1 гектар.

Из мероприятий по реконструкции старого города наиболее важным является создание делового и торгового центра у пересечения двух важнейших городских магистралей возле здания Концертного зала и станции метро в Недре Нормальм.

В основу Генерального плана положен принцип децентрализации населения и создания вокруг столицы ряда пригородных районов типа городов-спутников, вернее полуавтономных жилых районов с населением в 20—30 тыс. человек в каждом. Все пригороды связаны между собой и со Стокгольмом удобными транспортными комму-никациями.

В генеральном плане Большого Стокгольма вся территория представляется в виде пяти крупных административных и архитектурно-планировочных частей. Первая из них включает территорию старого города и его ближайшие предместья, вторая — старую, в основном довоенную периферийную и пригородную застройку и остальные — новые пригородные районы, имеющие полуавтономное значение.

В числе осваиваемых территорий жилых пригородных районов были намечены три относительно самостоятельных больших района, расположенных в 10—20 километрах к западу и югу от Стокгольма — Веллингбю, Фарста и Хёгдален.

За основу схемы транспортных магистралей была взята схема, разработанная стокгольмской транспортно-строительной конторой в 1953—1956 годах, по которой две магистрали, огибая ядро города, значительно снижают напряженность на главных артериях, проходящих через Стаден, а также на Дроттнингатане и Королевской улицах в Нормальме.


 
 
 
Главная     |     Информация о Швеции     |     Стокгольм     |     Экскурсии по Стокгольму     |     Наши услуги     |     Новости

Апартаменты в Стокгольме посуточно Авиаэкскурсии Экскурсия в Kolmården Горнолыжные курорты

Главный сайт о Стокгольме: Стокгольм, Стокгольм достопримечательности: экскурсии в Стокгольме, музеи Стокгольма, визы в шенген, туры.
Гид по Стокгольму, Гид в Стокгольме.

Экскурсии в Стокгольме  © 2008 Stockholm Travel Agency AB